#история@hikkikomorii
Пришло время сказать об очень важных вещах в «Мадагаскаре».
Кто-нибудь в детстве не думал, что главный персонаж здесь - Марти? Нам легко было ассоциировать с собой его мечты о свободе и приключениях и вечный оптимизм. Кто-нибудь задавался вопросом: почему несмотря на это ворчливого Алекса, который совершенно противоположен мировоззрению зебры, показывают как формального главаря четвёрки? Кто-нибудь злился на него за тот легендарный «укус в зад» в силу непонимания одной единственной вещи:
пищевой цепочки?
«Мадагаскар» взял за основу главный закон природы, который часто упускают в мультфильмах про антропоморфных животных, и сделал из этого сюжет ещё задолго до диснеевского «Зверополиса», и на мой взгляд, сделал это намного лучше. Просто это незаметно тогда, когда ты ещё не понимаешь столь серьёзных внутренних конфликтов. Только когда я пересмотрела это будучи взрослой, я поняла, что Алекс выбирает между друзьями и смертью. В детстве меня пугали моменты с началом безумия Алекса. Сейчас пугают ещё больше. Когда всё живое он видит как шницель - можно ли было придумать более пугающее раскрытие происходящего у персонажа в голове? Но ты понимаешь, что это - лишь голод. Для Алекса это нормально и неизбежно. Для него всё просто встаёт на свои места, зебра - это мясо, это его природа.
А теперь вспомните самое начало фильма... «Мадагаскар» на самом деле гениально построен. Если присматриваться к вещам, можно понять, что они просто кричат нам о том, что эти звери ничего не понимают.
Вспомните, какие роскошные ужины у них были. Поймите, что они никаким местом никогда не думали, что им нужно добывать себе еду.
Вспомните, как Алекс в одном из разговоров говорит Марти, размахивая шницелем перед его мордой:
«Это высококачественный продукт, и в дикой природе ты такого нигде не найдёшь»
Продукт. Продукт! Алекс не понимает, что это мясо. Алекс не осознаёт, что ест мёртвое животное, в иной ситуации которым мог быть Марти, потому что не знает, что хищники вообще таким занимаются.
А теперь вспомните, что отвечают Марти, Глория и Мелман лемурам, когда те говорят, что они мясо для Алекса:
«Да брось, не гони»
«Алекс, ну неужели ты думаешь, что я для тебя шницель?»
Они не понимают, что Алекс хищник. В своём ресторанчике Марти угощает его водорослями на палочке, не зная, что Алекс просто физически не может даже просто прочувствовать приятный вкус от растительной пищи. А когда звери ложатся спать, Марти также говорит: «Я костями лягу, но достану для тебя шницель». О каком понимании вопроса здесь может идти речь?
И в этом абсолютно никого нельзя винить. Так в фильме не остаётся отчётливых антагонистов кроме одного единственного, невидимого: голода Алекса. Есть один момент, которому в детстве я уделяла очень мало внимания. Это момент пробежки Алекса и Марти после того, что король Джулиан говорит «Добро пожаловать на Мадагаскар». После которого началась откровенная катастрофа, если вы помните.
Но этот момент кажется обычным, потому что ничего страшного в нём ещё не происходит. Алекс же пока не кусал Марти.
Происходит. Возможно это вообще один из самых переломных моментов мультфильма.
Алекс устаёт всего после нескольких минут бега: даже Марти, который физически слабее друга, ещё полон сил. Оно и понятно, лев не ел несколько дней. И вот, что интересно: Марти вдруг говорит, что прошарил, как тут надо бегать и толкает Алекса на передние лапы. Да, Марти. Не понимая всей опасности этого, он нарочно пробуждает в друге его природу, поставив его на четыре лапы. В Алексе тут же просыпаются инстинкты. Он в буквальном смысле неосознанно охотится. Когда с двух лап, из человеческой походки, опускается на четыре, он опускается к своим истокам, к тому, для чего он был рождён. А Марти, между прочим, удивляется, или может даже немного пугается скорости друга?
Однако здесь Алекс ещё контролирует себя. Но мы с вами знаем, что наступит момент, когда не сможет. Голод и инстинкты возьмут верх настолько, что он не сможет различать своих друзей и других существ как личности. Лучший друг всей жизни станет лишь куском мяса, средством удовлетворения потребностей.
И в один из моментов придёт осознание, что происходит. Алекс назовёт себя монстром. За то, что лишь хочет есть. За то, что лишь благодаря этому он буквально живёт.
Алекс проходит самый сложный путь из всех персонажей «Мадагаскара», потому что в какой-то момент снова берёт контроль над собой. Он выбирает друзей, а не себя. Он изолирует себя, он отдаёт себя в жертву, он готов буквально умереть от голода, лишь бы не причинить боль другим.
Даже Марти понимает это и начинает даже жалеть о всей своей затее. И в этот момент, когда он говорит, что это его вина, показана их с Алексом дружба. К слову, хоть это было пугающе, момент, в котором Марти, Глория и Мелман видят реальную дикую жизнь, а точнее, пищевую цепочку, был очень важен для развития оставшихся помимо Алекса героев. Марти понимает: Алекс не виноват. Но в то же время не теряет веры в него, что он может себя контролировать... и бежит к нему, несмотря на опасность.
И Алексу всё ещё нужен Марти. Как друг.
Обратите внимание на глаза Алекса при следующем просмотре. Они становятся «безумными» в те моменты, когда лев не имеет власти над собой. Когда он приходит в себя, глаза вновь возвращаются к привычному виду.
Но когда на Марти нападают фосы, глаза Алекса наполняются голубым цветом не в состоянии аффекта и совсем не от голода.
Вот такой вот интересный детский мультфильм с одним из самых ярких и интересных изображений безумия.